Мировая практика показывает: там, где государство обеспечивает разумный баланс между интересами бюджета, инвесторов и общества, горно-металлургический комплекс (ГМК) становится драйвером экономического роста. В то же время избыточное регулирование в ряде стран демонстрирует обратный эффект. Какие уроки важно извлечь Казахстану из международного опыта, чтобы выстроить конкурентоспособную модель управления отраслью, читайте в материале NUR.KZ.
Глобальный контекст
По прогнозам экспертов, спрос на продукцию ГМК, особенно на критически важные металлы, будет расти. Это в первую очередь связано с переходом к низкоуглеродной экономике. Только в течение следующих 30 лет отрасли потребуется добыть больше рудных полезных ископаемых, чем человечество добыло за последние 70 тысяч лет. Именно поэтому государства стремятся выстроить эффективную модель регулирования отрасли. Главные критерии при этом — прозрачность и предсказуемость. В числе стран, которые придерживаются взвешенного подхода, Австралия, Канада и Чили.
Австралия: переработка поощряется гибкой шкалой роялти
ГМК — ключевой сектор экономики Австралии, формирующий около 11% ВВП и более 60% товарного экспорта. В 2023-2024 году отрасль принесла бюджету 59,4 млрд австралийских долларов в виде налогов и роялти. Успех ГМК страны базируется на прозрачном регулировании, политической стабильности и доступе к азиатским рынкам. Важную роль играет четкая налоговая система: федеральный налог сочетается с гибкой системой роялти штатов, стимулирующей переработку. Например, в Западной Австралии, если компания добывает железную руду без глубокой переработки, она должна отдать 7,5% от выручки от ее продажи в бюджет штата, если руда переработана до концентрата, ставка — 5% от продажной цены, если компания довела продукт до чистого металла, ставка еще ниже — 2,5% от стоимости. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день Австралия преимущественно остается экспортером сырья, но даже при сохранении «сырьевой» направленности обладает развитыми ГМК и экономикой.
Что может перенять Казахстан
Несмотря на отсутствие штатов с отдельными налоговыми режимами, Казахстан может адаптировать австралийский принцип дифференциации через обновленный Налоговый кодекс, где предусмотрен переход от НДПИ к роялти, правда, не для всех.
«Стоит продумать поэтапный механизм перехода на систему роялти для тех компаний, которые добровольно готовы на это. Сегодня часть предприятий уже получили лицензии и хотят работать по роялти, а другие исторически продолжают действовать по контрактам и уплачивают НДПИ. Важно предусмотреть возможность перехода на роялти для таких компаний при наличии экономических условий. Такая модель повышает прозрачность и предсказуемость работы отрасли», — считает исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» Николай Радостовец.
Канада: налоговые стимулы
Канада входит в число мировых лидеров в горной отрасли благодаря стабильной, прозрачной и инвестиционно-привлекательной системе регулирования. Одним из ключевых факторов успеха стали налоговые стимулы, особенно на этапе геологоразведки и внедрения новых технологий. Например, компании могут вернуть до 38% затрат на разведку или получить налоговые кредиты до 30% при инвестициях в экологически чистые технологии.
Кроме того, здесь действует механизм «сквозных акций» (flow-through shares). Он позволяет компаниям передавать налоговые вычеты за геологоразведку напрямую инвесторам, то есть, если инвестор вложился в такую компанию, он может частично «списать» эти расходы со своих налогов. Это делает вложения в ранние проекты менее рискованными и более привлекательными.
Применимо ли в Казахстане
Для Казахстана, где высокие издержки на разведку и капиталоемкость проектов остаются сдерживающим фактором, подобный инструмент мог бы оживить рынок инвестиций в ГМК, особенно в юниорские компании. Хотя «сквозные акции» напрямую не предусмотрены в казахстанском праве, идея налоговой «скидки» для инвестора реализуема через налоговые вычеты или специальные программы поддержки. Как считают в АГМП, это возможно реализовать на площадках KASE или AIX, но для этого нужны изменения в законодательстве, в том числе в налоговом.
Чили: высокий, но ограниченный налог
Чили — мировой лидер по добыче меди и лития, и при этом одна из немногих стран, где государство сознательно ограничивает налоговую нагрузку на отрасль. В 2023 году был введен прогрессивный налог до 14% от прибыли (EBITDA) и до 1% от продаж. Однако суммарная налоговая нагрузка по закону не может превышать 46,5% от налогооблагаемой прибыли. Это сделано для того, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность даже в период низких цен на сырье.
Что стоит учесть Казахстану
По данным АГМП, совокупная нагрузка на отрасль у нас уже доходит до 55–60% — страна фактически перешагнула тот порог, который Чили считает максимально допустимым. Чтобы избежать оттока инвестиций, важно оценить, где проходит «красная черта», и не допустить дальнейшего усиления фискального давления.
Вывод: Казахстан — унитарное государство с централизованным управлением, в отличие от федеративных стран, таких как Австралия и Канада, где регионы могут сами менять налоговые ставки и вводить особые правила. Поэтому зарубежный опыт, может, и не стоит рассматривать как готовое решение, но взять что-то на заметку для создания своих уникальных подходов — стоит.
Как не надо делать
Мали — давление и госконтроль
В августе 2023 года был принят новый кодекс, который гарантирует государству бесплатную долю в 10% новых проектов с возможностью докупки до 30%, а местным инвесторам — до 5%, что доводит общий контроль до 35%. Роялти выросли с 6% до 10,5%. Компании Barrick Gold предъявили требование отдать акции и выкупить долю, затем арестовали CEO и сотрудников, что привело к остановке крупнейшего золотого комплекса Loulo Gounkoto. Итог — резкое падение добычи, остановка проектов и отток инвесторов.
Замбия — частые изменения
В начале 2019 года правительство Замбии резко повысило роялти на медь, ввело новые пошлины, включая 5% импортную пошлину на медный концентрат, и заменило НДС на налог с продаж. Это было десятое изменение за 16 лет и вызвало резкую критику отрасли. В итоге компания Vedanta Resources остановила добычу из-за роста издержек, сотрудники были арестованы, лицензии отозваны, а правительство начало ликвидацию компании через суд, обвиняя компанию в нарушениях. Производство меди упало, а страна получила статус «экстремального риска» по индексу ресурсного национализма. После смены президента в 2021 году была подписана новая сделка с Vedanta, включающая выплату задолженностей, инвестиции и налоговые льготы.
Монголия — высокий налог
В 2006 году Монголия ввела налог на сверхприбыль до 68% для компаний, добывающих медь и золото, чтобы стимулировать переработку внутри страны. Однако это вызвало рост нелегальной торговли золотом и снижение официальных продаж и экспорта, что привело к финансовым потерям. Иностранные инвесторы резко критиковали налог, крупные проекты, включая Оюу-Толгой (Rio Tinto), были отложены или приостановлены. Налог был отменен только к 2009 году.
Урок для Казахстана: Эти страны — пример того, как чрезмерное вмешательство государства и фискальный прессинг могут отпугнуть инвесторов и подорвать устойчивость отрасли. Все они попытались резко увеличить долю государства в доходах от ГМК и потеряли больше, чем приобрели.
Как показывает международный опыт, государственное регулирование в ГМК работает, если оно прозрачно, стабильно и ориентировано на рост, а не на изъятие. Отрасль может стать опорой индустриализации и экспорта высокой добавленной стоимости, но для этого государству следует брать пример с развитых стран, а не копировать ошибки африканских стран или Монголии.
Фото: из открытых источников
Автор: Ермакова Ярослава



