На сегодня в отвалах, хвостохранилищах и накопителях предприятий горнопромышленного производства Казахстана заскладировано более 55 млрд тонн техногенных минеральных образований (ТМО). Такой объем горнопромышленных отходов стал результатом высоких темпов добычи и переработки минерального сырья. И объемы ТМО с каждым годом прирастают на 300–700 млн тонн. Однако лишь 11% техногенных отходов перерабатывается. Для сравнения: в развитых странах этот показатель достигает 70–80%. Казахстан теряет не только потенциальные ресурсы, но и возможность существенно снизить нагрузку на окружающую среду.
Техногенные минеральные образования – это результат деятельности горнодобывающей, перерабатывающей, металлургической и энергетической отраслей. К ним относятся отвалы горных пород, хвосты обогатительных фабрик, шлаки, зола и т. д. Несмотря на то, что они считаются отходами, ТМО нередко содержат остаточные концентрации цветных, редкоземельных и драгоценных металлов, а также другие полезные компоненты. В условиях истощения рудных месторождений они представляют собой перспективный источник вторичного сырья.
Однако, наряду с экономическим потенциалом, ТМО несут серьезную экологическую угрозу. Загрязнение почв, воды и атмосферного воздуха, пылевые выбросы, просачивание тяжелых металлов – это проблемы, с которыми сталкиваются промышленные регионы. Наибольшие объемы ТМО зафиксированы в Павлодарской, Карагандинской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областях.
Президент Казахстана в своих выступлениях неоднократно подчеркивал важность перехода к справедливому недропользованию, устойчивому развитию и низкоуглеродной экономике. Поэтому переход от накопления отходов к их промышленному повторному использованию рассматривается как стратегическая задача, способная стать драйвером экономического роста, стимулировать индустриализацию, создать новые рабочие места, диверсифицировать промышленность и улучшить экологическую ситуацию. Переработка ТМО особенно актуальна для моногородов, зависящих от градообразующих предприятий, где остановка добычи может привести к серьезным социальным последствиям.
Как отмечает первый заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов, для вовлечения ТМО в переработку в первую очередь требуется актуализация нормативно-правовой базы, необходимо ускорить принятие поправок, которые регулируют добычу и переработку ТМО как полноценного ресурса.
“Независимо от происхождения – будь то отходы горнодобывающей, перерабатывающей или энергетической отрасли, техногенные образования сегодня одновременно признаются и отходами, и частью недр, поскольку облагаются налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Важно четко определить правовой статус ТМО, предусмотрев возможность для перевода отдельных ТМО в категорию «вторичных ресурсов» в трактовке Экологического кодекса. Кроме того, ТМО могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, что требует четкого разграничения”, – поясняет он.
О необходимости пересмотра правового статуса ТМО говорит и заместитель председателя Комитета геологии Министерства промышленности и строительства РК Маргулан Байбатыров. По его словам, на сегодня грань между отходами и ТМО очень узкая, и сложно определить, ТМО относятся к отходам или сырью. Вместе с тем в этом вопросе видится перспективный потенциал извлечения редкоземельных элементов.
“Раньше Законом о недрах и недропользовании регламентировалось, что ТМО, накопленные до 1992 года, принадлежат государству, – сейчас их около 11%. После 1992 года при оплате роялти ТМО переходили в собственность недропользователей, а это 22%. Но есть совместно накопленные ТМО – примерно 67%, требующие разделительного баланса. Кодексом о недрах они юридически не квалифицированы, поэтому важно решить этот актуальный вопрос”, – считает Маргулан Байбатыров.
Еще одним сдерживающим фактором служит технологическая сторона: переработка ТМО значительно сложнее, чем переработка первичных руд, поскольку концентрации полезных компонентов в них крайне низки. К системным проблемам также относятся ограниченный доступ к финансированию, дефицит квалифицированных специалистов.
Со своей стороны ученые подчеркивают слабую координацию между наукой, промышленностью и госорганами, низкий спрос на отечественные научные разработки. По мнению доктора технических наук, академика Национальной инженерной академии РК Досмурата Айткулова, необходим открытый доступ к информации о ТМО для инвесторов, науки и бизнеса. Он также предлагает внедрить платформы для координации и внедрения инновационных технологий.
Мировая практика показывает, что для успешной утилизации и повторного вовлечения ТМО необходим комплексный подход, включающий внедрение налоговых стимулов и субсидий, создание технологических альянсов с частным бизнесом, нормативную реформу, позволяющую гибко регулировать переработку и оборот вторичных ресурсов.
“В вопросах правового регулирования в последнее время произошли определенные подвижки, – отмечает Максим Кононов. – В принятом на днях новом Налоговом кодексе закреплен понижающий коэффициент 0,1 в отношении НДПИ, взимаемого при извлечении полезных компонентов в результате переработки ТМО. В Национальный план развития РК до 2029 года включены меры по переработке ТМО и развитию редкоземельного сектора. На сегодня обсуждаются меры технической поддержки и привлечения зеленых инвестиций”.
Наряду с этим, министр промышленности и строительства РК Ерсайын Нагаспаев в марте текущего года на заседании Правительства сообщил о старте инвентаризации ТМО и разработке Дорожной карты в рамках Комплексного плана развития отрасли редких и редкоземельных металлов. Это позволит оценить состояние ТМО и определить приоритетные направления их переработки.
“Для решения проблем с накопленными ТМО близ населенных пунктов прорабатывается вопрос внесения изменений в законодательство, которые позволят вывозить и перерабатывать их за пределами жилых зон. Кроме того, министерством прорабатывается введение специальной упрощенной лицензии для переработки ТМО. Предлагаемые меры позволят улучшить экологическую ситуацию и вовлечь в производство новые источники сырья”, – подчеркнул Ерсайын Нагаспаев.
Несмотря на правовые коллизии, ряд компаний уже демонстрируют практические шаги. Так, компания «Qarmet» реализует 10 проектов на сумму свыше 137 млн долларов. Предприятие планирует увеличить объемы переработки почти вдвое, создать новые рабочие места и расширить экспорт. Накопленные на предприятии сталеплавильные и доменные шлаки, продукты обогащения угля, отвалы пород и другие материалы активно используются для производства строительных смесей, удобрений и извлечения металлов – цинка, меди, свинца, которые востребованы в различных отраслях промышленности.
Другой пример – специализированная компания ЕРГ Ресайклинг, входящая в ERG, ежегодно перерабатывает более 1 млн тонн отходов и ТМО и обеспыливает более 300 тыс. кв. метров отвалов. Предприятие производит доизвлечение полезных металлов из металлургических шлаков и ТМО, применяет полученные вторичные материалы для производства бетонов и фасонных изделий из него, перерабатывает отходы пластика с использованием золы от сжигания углей. Одним из новых направлений компании является разработка технологий строительства дорог с долей вторичных материалов до 90% в составе дорожного покрытия.
По мнению заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнары Бижановой, переработка ТМО – это не просто технологическая задача, а вопрос национального масштаба, требующий межведомственного взаимодействия, инвестиций и политической воли.
“В условиях перехода к устойчивому развитию переработка ТМО должна стать приоритетным направлением промышленной политики. Цель – не просто утилизация, а возврат стратегических металлов в экономику, снижение нагрузки на недра и формирование новых производственных кластеров”, – подчеркнула она.
На сегодня при растущем мировом спросе на металлы, особенно в контексте зеленой энергетики и цифровизации, переработка ТМО открывает Казахстану путь не только как поставщику сырья, но и как производителю высокотехнологичной продукции.
“Наша общая задача – обеспечить, чтобы переработка ТМО стала индустриальной политикой, а не исключением. Для этого необходима системная поддержка: правовая, налоговая, технологическая. Это отражает и конституционный подход к недрам как к общенародному достоянию, которым необходимо распоряжаться эффективно и ответственно”, – подчеркнула заместитель председателя правления НПП РК “Атамекен”.
Сделав ставку на экологически безопасный и технологичный путь индустриального развития, Казахстан получает реальный шанс укрепить экономику, снизить нагрузку на окружающую среду и подготовить промышленность к вызовам будущего.
Рысты АЛИБЕКОВА, Астана
Фото: газета LITER
https://liter.kz/vtoroe-dykhanie-nedr-tmo-shans-dlia-ekonomiki-i-ekologii-1753518026



