Стагнация в ГМК: отрасль требует системной поддержки

Ключевые вызовы, сдерживающие развитие горно-металлургической отрасли, были предметом обсуждения на заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», прошедшем под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца. В заседании приняла участие заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнар Бижанова.

Открывая заседание, Николай Радостовец констатировал снижение объемов производства в цветной металлургии. Среди факторов, повлиявших на замедление темпов роста, — повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых в цветной и черной металлургии, введение лицензирования экспорта и другие.

На повестку дня были вынесены системные вопросы, требующие безотлагательного вмешательства со стороны государства. В частности, обсуждалась инициатива АГМП об отказе от применения ценовых пределов к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети, что могло бы привести к значительному росту стоимости логистики и снижению конкурентоспособности продукции ГМК на внешних рынках. Правительство поддержало предложение ассоциации: с 19 мая применение повышающих индексов в рамках ценовых пределов отменено.

Однако сохраняется угроза очередного роста затрат: КТЖ заявило о намерении повысить тарифы на локомотивную тягу на 35%, несмотря на то, что в 2024 году железнодорожные тарифы уже повышались пять раз. По мнению участников заседания, это приведёт к резкому росту инфляции, утрате экспортных рынков и остановке части производств. Как сообщил президент Ассоциации инженеров-взрывников Казахстана Данил Масягин, стоимость перевозки взрывчатых материалов вагонными составами в отдельных случаях выросла с 3 до 9 млн тенге, сделав поставки нерентабельными и вынудив предприятия переходить на автомобильный транспорт, что повышает риски, связанные с перевозкой опасных материалов по дорогам общего пользования.

Участники отметили и проблему обеспечения недискриминационного доступа к российской портовой инфраструктуре. Учитывая ограниченные возможности казахстанских портов и специфику грузов ГМК, экспорт через территорию России остается критически важным. Однако санкционное давление и отсутствие квот на перевозку казахстанских грузов ставят отечественных экспортеров в неравные условия по сравнению с российскими компаниями. В этой связи предложено зафиксировать вопрос портовой логистики отдельным разделом в рамках Договора о ЕАЭС или заключить Межправительственное соглашение.

Отдельный блок вопросов касался экологического регулирования. Комитет предложил проработать вопрос введения отлагательной нормы в отношении градообразующих предприятий, не получивших комплексные экологические разрешения с 1 января 2025 года, поскольку предприятия сталкиваются с нехваткой газа, электроэнергии и финансовых средств, необходимых для внедрения наилучших доступных техник.

Кроме того, компании обратились к уполномоченным органам с предложением пересмотреть действующую методику определения нормативов эмиссий в окружающую среду в части нормирования сбросов загрязняющих веществ, влекущих за собой наложение административных штрафов на предприятия за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ. Так, АО «УМЗ» сбрасывает в реку Ульба воду, по качеству сопоставимую с питьевой, но из-за требований о постоянном снижении нормативов предприятие сталкивается с административными санкциями. Действующие нормы Методики и требования к постоянному снижению нормативов эмиссий приводят к разногласиям между Министерством и природопользователем, вплоть до судебных разбирательств.

Серьезную обеспокоенность у представителей отрасли вызвала инициатива госорганов по централизации 1% отчислений на НИОКР. В случае её реализации финансирование научных разработок приобретёт форму квази-налога, что приведёт к сокращению собственных инвестиций предприятий в технологические решения и подорвет стимулы к модернизации производства. Поэтому предложено сохранить действующий механизм  финансирования НИОКР, согласно которому исполнение обязательств по ним согласовывается с Научно-техническими советами при отраслевых министерствах.

Ассоциация инженеров-взрывников Казахстана подняла вопрос о невозможности получения лицензий на импорт компонентов для производства средств инсигнирования, что фактически блокирует проведение буровзрывных работ на горнодобывающих предприятиях. Кроме того, остаётся неурегулированным вопрос экспорта взрывчатых веществ: внутреннее законодательство создает барьеры, схожие с санкциями.

Подводя итоги заседания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнар Бижанова подчеркнула важность принятия единой стратегии развития ГМК. По её словам, отрасль третий год демонстрирует признаки стагнации, а первые итоги текущего года лишь подтверждают негативные тренды. Она призвала представителей предприятий к проактивной позиции и участию в формировании повестки.

Все предложения и озвученные проблемы будут оформлены в консолидированный документ и направлены на рассмотрение в Правительство для выработки конкретных решений.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости