Одними штрафами экологию не улучшить

На ряд проблемных вопросов в сфере экологического законодательства, с которыми предприятия ГМК сталкиваются в правоприменительной практике, обратил внимание первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов в своем выступлении на круглом столе на тему «Государственное регулирование природопользования и вопросы экологического контроля». В заседании, прошедшем под председательством руководителя Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Едила Жанбыршина, приняли участие депутаты, члены Правительства, представители компаний и эксперты.

Открывая заседание, Едил Жанбыршин отметил, что экологические нормы в стране исполняются не на должном уровне. Экологическая ситуация с каждым годом ухудшатся, что отражается на благополучии и здоровье населения.

По словам Министра экологии и природных ресурсов Ерлана Нысанбаева, основными экологическими проблемами в Казахстане являются загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов и образование отходов. По итогам 2023 года, по сравнению с 2022 годом, достигнуто снижение нормативов по выбросам на 3,3%, по сбросам – на 8%. В первом полугодии 2024 года проведено 489 проверок, выявлено 1331 нарушение, выдано 806 предписаний, наложено 1022 штрафа на сумму 40,1 млрд тенге. Анализ нарушений экологического законодательства в регионах показал наибольшие размеры штрафов в Атырауской и Восточно-Казахстанской областях. В целом многие штрафы наложены за сверхнормативные  и самовольные эмиссии. В 2023 году в судебном порядке приостановлена деятельность 31 предприятия, в первом полугодии 2024 года – 9 предприятий.

Как отметил глава МЭПР, для улучшения экологической обстановки крупными предприятиями ежегодно разрабатываются планы природоохранных мероприятий, в рамках которых предусмотрены такие меры, как реконструкция 4 сернокислотных цехов  ТОО «Казцинк» до 2025 года, что позволит снизить объемы диоксида серы на 20%. В Жезказгане и Балхаше на металлургических комбинатах ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» ожидается снижение выбросов на 50% до конца 2025 года за счет запуска сернокислотного цеха, что позволит снизить выбросы диоксида серы в 2,3 раза. Группой компаний ERG в ближайшие 10 лет планируются инвестиции в размере 228 млрд тенге, которые будут направлены на снижение выбросов твердых частиц на 56%, сбросов — на 30%, объемов водопотребления – на 33%, переработку и реализацию вторичных материалов, полученных из отходов производства,  – до 2 млн тонн. Кроме того, МЭПР совместно с общественностью, экоактивистами, местными исполнительными органами и природопользователями рассмотрены экологические проблемы регионов  и пути их решения. В результате разработано 18 дорожных карт по комплексному решению экологических проблем,  в которых предусмотрено 532 мероприятия.   

Освещая проблемные аспекты экологического законодательства, волнующие сегодня горнодобывающие предприятия, первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов обозначил три блока вопросов.

Первый связан c возвратом требований по денежному возмещению ущерба за загрязнение окружающей среды. В рамках рассматриваемого в Парламенте РК законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» инициируются поправки в части возврата требований по денежному возмещению ущерба от загрязнения окружающей среды по ранее действовавшему механизму.

Первый заместитель руководителя АГМП отметил, что в рамках принятого Экологического кодекса уже введены достаточно жесткие механизмы взыскания административных штрафов за сверхнормативные эмиссии. Так, в случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан не только оплатить штраф, но и восстановить окружающую среду до первоначального состояния. К примеру, административные санкции за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду выросли в 10 раз. По остальным правонарушениям штрафы увеличились в среднем в два раза.

Кроме того, используется новый метод исчисления административного штрафа – в процентах от экономической выгоды (т.е. экономии средств или получения дохода), полученной в результате совершения административного правонарушения.

— Предлагаемые депутатами Мажилиса Парламента РК поправки противоречат принципам экологического регулирования, закрепленным Экологическим кодексом, что окажет негативное влияние на инвестиционный климат в стране, — подчеркнул Максим Кононов.

Второй блок вопросов касается пересмотра размеров штрафов за нарушение требований экологического законодательства. С принятием Экологического кодекса РК, сопутствующим законопроектом были внесены изменения в статью 328 Кодекса РК об административных правонарушениях, предусматривающие значительное ужесточение наказания за нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду в виде административного штрафа, размер которого зависит от периода правонарушения.

При этом, в Экологическом кодексе отсутствует четкий механизм расчета такого периода, что приводит к различной практике расчета штрафа по данной статье КоАП РК. В связи с этим спикер предложил провести детальное обсуждение этого вопроса с участием представителей бизнес-сообщества.

И третий блок вопросов связан с переводом промышленных отходов во вторичное сырье, требующим также четкого правового регулирования.

— В Экологическом кодексе вопросы перевода отходов в статус вторичного сырья недостаточно проработаны, — отметил М. Кононов.  — Учитывая, что одним из принципов экологического регулирования является минимизация образования отходов, а также использование их в качестве вторичных ресурсов, данный вопрос является важным с точки зрения не только экологии, но и экономики.

Поэтому он призвал депутатов и представителей МЭПР РК внести изменения в Экокодекс путем детальной регламентации вторичного сырья и техногенных минеральных образование и разграничения понятий «ТМО» и «отходы».

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости