Уроки мира для Казахстана: как поддерживать ГМК и не отпугнуть инвестора (часть 2)

Как превратить недра в источник роста, а не точку оттока капитала? В первой части материала «Уроки мира для Казахстана: как поддерживать ГМК и не отпугнуть инвестора» мы разобрали, почему одни страны смогли сделать горно-металлургический комплекс драйвером экономики, а другие потеряли доверие инвесторов. Во второй части NUR.KZ с помощью исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и металлургических предприятий (АГМП) Николая Радостовца пытался разобраться в том, как устроено регулирование ГМК в Казахстане.

Как устроено регулирование в Казахстане

ГМК — основа технологического будущего, поэтому Казахстану важно поддерживать развитие отрасли. Для этого важно упростить регулирование, особенно в части лицензирования, налогов и взаимодействия с государством, считает исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец. 

Налоговая нагрузка: каково реальное положение дел

Глава АГМП утверждает, что фактическая совокупная финансовая нагрузка на ГМК достигает 55–60%, если учитывать все виды обязательных выплат недропользователей (налоги, сборы, отчисления), а не только базовые налоги.

«Для расчета реальной налоговой (финансовой) нагрузки использовались показатели всех платежей субъекта ГМК в соотношении к его налогооблагаемому доходу (основной критерий — обязательность платежа в пользу государства, вне зависимости от уровня бюджета). Это показывает, какую часть из заработанных бизнесом денег получает он сам, а какую – государство», — уточнили в ассоциации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатель  налоговой (финансовой) нагрузки в РК превышает среднемировой уровень на 10–15%, и выходит за пределы порогов, которые в мировой практике считаются допустимыми для устойчивого развития ГМК. Это существенно ограничивает интерес со стороны инвесторов, что само по себе представляет угрозу для будущего всей индустрии.

На практике в Казахстане расчет налоговой нагрузки государственными органами часто искажается: вместо начисленных налогов используется показатель уплаченных, не учитываются производственные расходы и износ оборудования (амортизация). Из-за этого расчеты выглядят несправедливо для капиталоемких отраслей, к которым относится ГМК.

По мнению эксперта, Казахстан должен перейти к широкого используемым мировым подходам по расчету налоговой нагрузки. К примеру, методика Всемирного банка учитывает больше видов обязательных платежей, включая не только налоги, но и социальные, экологические, таможенные и иные обязательства бизнеса. Это делает ее более полной и объективной для оценки реальной налоговой нагрузки на предприятие.

В новом Налоговом кодексе первый шаг в данном направлении сделан. В частности, в документе предусматривается, что коэффициент налоговой нагрузки, используемый для аналитических целей, может определяться в виде соотношения общей суммы исчисленных налогоплательщиком налогов и платежей в бюджет за налоговый период к сумме налогооблагаемого дохода без учета расходов по вознаграждениям и амортизационных отчислений. Однако, стоит признать, что мировой практике и этот подход соответствует не до конца.

Налоговое регулирование: между давлением и стимулом

Глава АГМП предупреждает, что на фоне снижения объемов добычи по ряду товарных групп ужесточение налоговой политики было бы ошибкой. 

«Это такая не очень хорошая тенденция. Поэтому нужны уже не меры ужесточения, а стимулирования и стабильности», — подчеркивает Николай Радостовец.

По его словам, Казахстану нужна предсказуемая, стабильная и признанная налоговая система, особенно, для таких капиталоемких отраслей, как ГМК. Только в этом случае можно ожидать роста инвестиций, новых производств и расширения переработки.

По мнению эксперта, принципиально важна налоговая стабильность, с которой в последние годы было непросто.

 «Пока разрабатывался новый Налоговый кодекс, многие компании задавались вопросом: как вообще можно планировать бизнес-модель или получать кредиты в банке, если неизвестно, какие будут налоги? Особенно это касается ГМК, где срок окупаемости проектов не 2–3 года, как в обрабатывающей промышленности или торговле, а 8-10 лет и более. У нас затратное производство: сначала геологоразведка, потом обогатительные фабрики, затем металлургические мощности — все это требует колоссальных средств и времени. И, естественно, при такой налоговой неопределенности банки не готовы кредитовать отрасль на долгий срок», — отмечает Радостовец.

Он предлагает зафиксировать налоговые условия хотя бы на несколько лет и ввести своего рода мораторий на пересмотр налогов. Это дало бы бизнесу уверенность в завтрашнем дне и позволило бы активнее развивать переработку и добычу.

Налоги будут учитывать глубину переработки

С вступлением в силу нового Налогового кодекса меняется принцип налогообложения в ГМК: теперь переработка будет стимулироваться, а не облагаться наравне с добычей.

«До этого было так предусмотрено, что ты добываешь сырье, что перерабатываешь – налоги одни и те же. Сейчас это изменится, поскольку закладывается механизм Соглашений о переработке», — отмечает Николай Радостовец.

По его словам, ГМК, с учетом нового Налогового кодекса, будет стимулироваться на увеличение производства, создание новых переделов.

Административное и лицензионное регулирование: пробелы на стыке кодексов

По мнению Николая Радостовца, в горно-металлургической отрасли по-прежнему сохраняется бюрократия при получении лицензий, а также нередко возникают споры между недропользователями и землевладельцами. Он напоминает, что принятый в 2017 году Кодекс о недрах оказался слабо связан с земельным, водным и экологическим законодательством.

«Инвесторы получают лицензию на недропользование, но не могут договориться с землевладельцами — цены на землю часто завышены в разы. Здесь государству нужно активнее вмешиваться», — отмечает Радостовец.

Экспортное регулирование: не поддаваться соблазну пошлин

Николай Радостовец подчеркивает, что постоянные обсуждения возможности введения экспортных пошлин оказывают негативное влияние на инвестиционный климат в горно-металлургическом секторе. Такие меры воспринимаются как сигнал нестабильности и риска.

«Когда все время идут разговоры об изъятии доходов, это создает нервозность в секторе. А Минфин РК, к сожалению, каждые 2-3 месяца поднимает вопрос о введении экспортной пошлины на тот или иной вид продукции ГМК. В мире такие пошлины — это крайняя мера, обычно связанная с дефицитом бюджета», — говорит он.

С начала 2025 года вопрос введения ЭТП поднимался Министерством финансов РК трижды: сначала в апреле — в отношении железных, медных, цинковых руд и концентратов и т.д, затем в июне — в отношении драгоценных металлов, и наконец, в июле — в отношении ферросплавов и алюминия. По его словам, подобные инициативы часто выдвигаются без глубокого анализа последствий и ЭТП могут вводиться даже на уровне одного министерства, что усиливает ощущение непредсказуемости.

«Инвесторы видят, как только предприятие начнет зарабатывать, и цены пойдут вверх, на него могут тут же наложить пошлину. Такие инициативы нужно исключить из повестки», — считает Радостовец.

Он напоминает, что металлургия — цикличная отрасль: цены на продукцию колеблются. В периоды падения ГМК должна сохранять устойчивость, продолжать платить зарплаты, не останавливая производства.

«Когда цены ниже себестоимости, никто не говорит, что надо снизить налоги. Но как только цена растет — сразу хотят забрать. Это плохой сигнал для инвестора», — добавил он.

Эксперт считает, что важно отказаться от соблазна дополнительно изымать средства с отрасли сверх уже закрепленных законодательных норм. Больше пользы для страны будет, если появятся новые производства, предприятия — в этом случае суммарные налоговые поступления окажутся выше, чем от экспортных пошлин. 

Экологическое регулирование: нужен переходный период и ресурсы

Отрасль осознает необходимость внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Однако переход требует финансов, энергии и времени.

«У нас дефицит электроэнергии, газа, а у компаний — дефицит ресурсов. Одни переходят на НДТ, другим пока тяжело. Поэтому, как и в энергетике, нужно предусмотреть дифференцированный подход и разумные отсрочки», — убежден Радостовец.

По его словам, вместо ужесточений следует создать стимулы, как это делают в других странах: поддерживать инвестиции в экологически чистые производства и вводить постепенные требования.

Что дальше: концепция развития и логистика

Отрасль настаивает на необходимости национальной концепции развития ГМК сроком на 5 лет. Такая концепция, по мнению отрасли, должна охватывать все товарные группы — от меди и алюминия до урана, и четко разграничивать: сколько можно экспортировать, сколько направлять на внутреннюю переработку, какие будут стимулы, и будет ли государство вмешиваться в ценообразование.

«Если мы хотим перерабатывать больше внутри, надо создать понятные правила: сколько идет на экспорт, сколько — на внутренний рынок, где стимулы, где поддержка. Инвесторы должны видеть план», — говорит Радостовец.

Также важно обеспечить предсказуемые тарифы на транспортировку продукции, электроэнергию и газ.

«Тарифы нацкомпаний не должны строиться на желании компании зарабатывать на рынке. Это инфраструктура — она должна развивать экономику, а не тормозить ее», — говорит Радостовец.

По его словам, инвестор должен заранее знать не только, как он будет добывать и производить, но на каких условиях доставит продукцию на внутренний или внешний рынок. Это и есть предсказуемый климат, резюмирует Радостовец.

Стабильность как стратегия?

Отрасль продолжает развиваться и реализовывать инвестпроекты: в ERG запущено коксохимическое производство, идет реализация крупного проекта по выпуску горячебрикетированного железа, строятся медные фабрики «Казахмыса» и KAZ Minerals. При этом предприятия добровольно поставляют металлы на внутренний рынок по сниженным ценам, что стимулирует рост переработки внутри страны: от алюминиевой и медной проволоки до автокомпонентов.

Однако, эксперт считает, что казахстанский ГМК вступает в эпоху преобразований, и успех реформ возможен только при соблюдении главного принципа — регуляторной стабильности.

«Мы просим не больше, чем другие отрасли. Просто дайте нам возможность работать 5 лет в понятных условиях, и вы увидите результат. Будут и новые производства, и налоги, и рабочие места. Главное, не мешать развиваться», — подытожил Николай Радостовец.

Как показывает международный опыт, устойчивое развитие горно-металлургического комплекса возможно лишь при сбалансированной политике, где государство не давит на бизнес, а создает условия для долгосрочных инвестиций. Казахстану, как и другим странам, важно найти золотую середину между фискальными интересами, необходимостью глубокой переработки и интересами инвесторов. И хотя Казахстан уже делает шаги в сторону стимулирования, отрасль по-прежнему нуждается в стабильных правилах игры, налоговой предсказуемости и стратегическом подходе. 

Автор: Ермакова Ярослава

https://www.nur.kz/nurfin/economy/2276658-uroki-mira-dlya-kazahstana-kak-podderzhivat-gmk-i-ne-otpugnut-investora-chast-2

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости